Следующая новость
Предыдущая новость

Вечная сказка о бабле, добре и зле: игры серии Fable

Вечная сказка о бабле, добре и зле: игры серии Fable

Скоро сказка сказывается, да не скоро Fable пишется

Корни любой мало-мальски уважающей себя легенды обязательно должны уходить в далекое-далекое прошлое. Не стали здесь исключением и игры серии Fable. Началась наша сказка в 2001 году с одного человека и его Эго. Вернее, Project Ego. Человеком этим был Питер Молинье, который уже тогда был известен как автор таких признанных шедевров, как Populous, Dungeon Keeper и Black & White.

Именно в «Черном и Белом» он начал развивать воистину философскую мысль о борьбе и единстве добра и зла. Увидев успех своего симулятора Бога, Питеру пришла в голову идея создать игру, в которой каждое мельчайшее действие игрока будет иметь далеко идущие последствия. В те годы у Молинье как раз была своя игровая студия – Lionhead Studios, так что от идеи до начала ее воплощения прошло не так много времени. А вот дальше…

А дальше сказка становилась все страшнее и страшнее. С одной стороны, представители компании, анонсировав игру с огромными возможностями, уже не могли взять свои слова назад. С другой, игра разрабатывалась под конкретную платформу Xbox, у которой были свои ограничения, а над проектом работал не такой уж и большой авторский коллектив.

В итоге начались постоянные авралы, один за другим. В 2009 году сам Питер Молинье признал, что ускоренная разработка Fable в те дни практически сломала судьбы нескольких участников команды, которым приходилось буквально ночевать в офисе. Но тогда, в начале двухтысячных, никто не знал этой нелицеприятной стороны Фейбл.

Что обещал нам сказочник?

Зато тогда все знали, что Fable, по словам ее создателя, должна стать «лучшей игрой в мире». И неудивительно, ведь на тот момент (а дело, напомним, было в ранних двухтысячных) в игре, кроме всего прочего, должны были появиться:

  • открытый бесшовный мир;
  • независимое и реалистичное развитие мира с течением времени, включая малейшие детали (каноничный пример от Молинье – герой сажает дерево, возвращается через много внутриигровых лет, дерево плодоносит);
  • сохранение состояния мира (опять пример про деревья – герой вырезает на дереве свое имя, возвращается через много лет и читает его);
  • динамическое изменение внешности героя, включая загар и мешки под глазами от стрессов;
  • динамическое физическое развитие героя (каждая группа мышц растет отдельно от разных активностей, руки от махания мечом, ноги от бега и так далее).

Впечатляет, не правда ли? Особенное учитывая, что даже сейчас, в 2018 году, нет ни одной игры, которая все это сочетала бы.

Что мы получили в итоге?

Постоянное давление издателя сделало свое дело, и в итоге после нескольких лет разработки на фоне огромнейших ожиданий, Fable наконец-то вышла. Купив ее, игроки, конечно же, не обнаружили никаких растущих деревьев и загара. Тем не менее, игра вышла по-настоящему революционной для своего времени. Никогда еще в РПГ тех лет внешность персонажа не менялась так радикально в зависимости от событий его жизни. Хотя игра в процессе разработки и растеряла больше половины заявленных возможностей, главная идея, заложенная при ее создании, все-таки уцелела – почти каждое действие персонажа сказывалось как на его внешности, так и на реакции мира на него.

Впервые пресловутая «карма» стала не просто строчкой в характеристиках и модификатором в диалогах. Ее можно было увидеть воочию, ведь «белые и пушистые» герои отращивали натуральный нимб и излучали свет, а злодеи щеголяли маленькими рожками. Да и другие детали биографии нашего героя читались прямо на его лице – бои украшали его шрамами, занятия магией приводили к быстрому облысению и легкому искрению рук, занятия рукопашным боем укрепляли мышцы, а обжорство приводило к отращиванию натурального пузика.

Кроме всего этого, с возрастом (а вернее, по мере прокачки) наш герой сначала рос, а потом старел. В завершение всего этого, внешность героя можно было изменить и с помощью всевозможных причесок и татуировок, которые влияли еще и на отношение к нему окружающих. Некоторые татуировки заставляли всех любить нашего героя, некоторые наоборот, отпугивали от него людей и так далее.

Даже если бы динамическая внешность героя была единственным плюсом, Фейбл все равно заслужила бы место в пантеоне лучших игр начала двухтысячных. Но разработчики, поняв, что с открытым миром дела явно не задались, вместо этого создали множество маленьких и уютных локаций, предельно насыщенных различными интересными местами. В итоге города в игре хоть и микроскопических размеров, зато полны жизни – жители спят по ночам, а днем снуют по своим делам, лишь изредка обращая внимание на нашего героя.

Но и герою некогда скучать, ведь кроме квестов основного сюжета в первой игре серии Fable было множество других занятий – побочные квесты, поиск артефактов за Дверями демонов, рыбалка, торговля (розничная, оптовая и даже недвижимостью), настольные игры, кулачные бои, поиск спутницы жизни и ухаживание за ней, да хоть алкоголизм, в конце концов. Фейбл стала одной из немногих игр, в которых не играешь – в них живешь. Все это великолепие приправлялось фирменным юмором, который делал игру еще и легкой попыткой деконструкции жанра (причем гораздо более удачной, чем та же Bards Tale). За это можно было простить ей что угодно.

Тем более, что прощать все-таки было что. Все достоинства игры сочетались с явными признаками сырости, угробившими так много перспективных серий. В игре было много багов и глюков, а квесты, которые разработчики не успели доделать к дате выхода, были безбожно вырезаны из релиза. Поэтому неудивительно, что год спустя после выхода Фейбл, в 2005 году, была выпущена своеобразная «работа над ошибками» – Fable: The Lost Chapters. Эта версия заодно вышла и на ПК, в результате чего Фейбл перестал быть консольным эксклюзивом. В «потерянных главах» почти все недоработки оригинала были исправлены, а многие вырезанные квесты – доделаны и возвращены в игру.

Купить Fable: The Lost Chapters

Лучше сказок могут быть только сказки, которые ты еще не продал

Не в пример другим воистину шедевральным и революционным играм, Фейбл еще и очень неплохо продавался. К концу 2006 года было продано более 3 миллионов дисков и получено множество игровых наград. Даже критики, обычно строгие к компаниям, почем зря обещающим золотые горы, ставили игре среднюю оценку 85/100. Сам Питер Молинье, кстати, поставил своей игре оценку 9 из 10. С одной стороны, он хвалил свое детище, с другой – как бы намекал, что совершенство еще не достигнуто. А значит, сказку нужно писать дальше, и сиквел не за горами.

Очевидно, не только герой игры, но и ее авторы научились делать выводы из последствий своих поступков, ведь в отличие от пиар-кампании первой части, в этот раз Молинье почти не обещал ничего невозможного. Да и история разработки сиквела получилась не столь эпична, как оригинала – Fable 2 вышла всего через год после того, как была анонсирована, а именно в 2008 году. Почти все то, за что игрокам полюбился оригинальный Фейбл, перекочевало и во вторую часть.

Из грязи – в князи. Или княжны

Fable 2 сохранил не только дух оригинала – даже начало истории в ней похоже, если не деталями, так концепцией. Снова мы начинаем игру в подростковом возрасте на фоне пасторального пейзажа, снова рядом с нами любимая сестра, снова жизнь рушится в один момент… Опять приходится подниматься с самых низов социальной лестницы и свергать очередного злобного тирана. Но появилось и важное отличие – если в первой части наш ГГ мог быть исключительно мужского пола, то здесь, хоть его имя и жестко задано (а зовут нас здесь поэтично – Воробышек), пол все-таки можно выбрать. К тому же, по пятам героя теперь всегда следует верный пес, способный помочь в боях или разнюхать, где зарыт ценный клад.

Развитие мира параллельно сюжету, динамическая внешность персонажа, влияние поступков и развития на внешность и социальные отношения, множество побочных занятий, семейная жизнь – все это сохранилось в сиквеле. Неудивительно, что вторая часть Фейбл стала одной из лучших игр своего года. Омрачает эту историю лишь одно – насладиться великолепием до сих пор могут только обладатели Xbox 360 и One, любители ПК до сих пор, по прошествии 10 лет, могут даже не надеяться скачать эту игру и провести за ней десяток-другой приятных вечеров.

Купить Fable II (xbox 360/one)

Молинье-Молинье, развернись к ПК передом

К 2010 году ледяное сердце издателя, видимо, все же немного подтаяло. Иначе сложно объяснить, почему Fable 3 все-таки не остался консольным эксклюзивом и к вящей радости миллионной армии фанатов вышла в том числе и для ПК. Но это не было единственным отличием новой части.

Рамки жанра РПГ, очевидно, стали тесны для творческой фантазии Питера, поэтому игра пошла по пути максимального упрощения ролевой системы. Мана как таковая была полностью вырезана, дерево навыков тоже очень сильно поредело. Даже такая простая вещь, как игровой инвентарь, была полностью переделана – теперь надевать оружие нужно в специальной комнате, в которую герой телепортируется во время паузы в игре.

Сэкономленную на проработке ролевки энергию Молинье, очевидно, пустил на моральную составляющую – серия игр Fable всегда славилась возможностью сделать выбор и столкнуться с его последствиями, но к третьей части возможностей выбора прибавилось, а последствия по своей моральной тяжести могут потягаться даже с пресловутым КОТОР 2 или Ведьмаком. Ведь здесь игра не заканчивается на коронации героя – наоборот, именно получив титул, приходятся принимать самые тяжелые решения.

Купить Fable III (xbox 360/one)

Налево пойдешь – коня найдешь, направо пойдешь – в аркаду попадешь

Fable 3 была РПГ с большой натяжкой, поэтому после нее Lionhead, видимо, решили не заморачиваться и выпустить две игры серии Fable вообще в другом жанре. Первой стала Fable Heroes – простая и незамысловатая командная аркадка в духе Castle Crashers, где от оригинальной «Басни» остался только сеттинг. Второй стала Fable: the Journey – рассчитанный на манипулятор Kinect эксклюзив для Xbox 360, где игрок большую часть времени управляет повозкой с запряженной в нее лошадкой, а в свободное от кучерства время сражается с всевозможными чудищами.

Купить Fable Heroes (xbox 360)

Сказка про белого бычка

Сиквелы и ремейки давно стали основой современного кинематографа (и музыкального творчества отдельных ненавистников розового цвета). Возможно, Lionhead, вдохновились именно этим трендом, потому что в 2014 году вышла последняя на данный момент игра серии – Fable Anniversary. Приурочена она была к 10-летию выхода первого Фейбла, а представляла собой просто ее ремастеринг на новом движке.

Купить Fable Anniversary

На колу мочало – начать сказку сначала?

Не каждой сказке суждено иметь счастливый конец. В 2012 году Питер Молинье покинул свое детище и с тех пор никак не связан с франшизой Фейбл. В том же году студия анонсировала следующую игру серии – Fable Legends, которая должна сохранить оригинальный дух серии, но включать возможность кооперативного прохождения с группой друзей.

В 2016 году разработка игры была приостановлена. Условные братья Гримм поставили бы здесь точку, но реальный мир сложнее любой сказки, даже одной из сказок серии Фейбл. Поэтому в 2018 году права на разработку Fable Legends были переданы компании Playground Games. Смогут ли британцы сохранить уникальный дух серии – покажет время, а нам остается лишь ждать и надеяться все-таки услышать продолжение истории, которую 14 лет назад начал нам рассказывать гениальный сказочник. Пусть из-под его шляпы иногда и проглядывают рожки.

Источник

Последние новости